Мэр отвечает: «ручные» рабочие, умные светофоры и транспорт будущего

Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев впервые побывал в гостях на радио «Городская волна» (101.4 FM) и ответил на вопросы горожан в эфире программы «Мэр отвечает».

Мэр Новосибирска Максим Кудрявцев впервые побывал в гостях на радио «Городская волна» (101.4 FM) и ответил на вопросы горожан в эфире программы «Мэр отвечает». Более 400 вопросов пришло в редакцию от жителей города для нового главы. Максим Кудрявцев рассказал — как ему работается на новом месте и что конкретно поменяется в сибирской столице в ближайшее время.

Иван Проскурин

Иван Проскурин: Добрый вечер, дорогие друзья! Всех приветствуем на  волне 101.4  FM, это программа «Мэр отвечает». Меня зовут Иван Проскурин. И  встречайте: сегодня у  нас впервые в  эфире мэр города Новосибирска Максим Георгиевич Кудрявцев. Здравствуйте!

Максим Кудрявцев: Добрый вечер, Иван! Добрый вечер, уважаемые радиослушатели.

Иван Проскурин: И  я  предлагаю напомнить, что нас сегодня можно не  только послушать  — по  традиции в  наших пабликах «Городской волны» «ВКонтакте» и  на  вашей страничке идёт трансляция, можно посмотреть онлайн. И  более того: некоторые вопросы будут сопровождаться картинкой. Так что это будет интереснее посмотреть, а  не  только послушать. Ну  что, повод у  нас какой? Прошёл месяц с  вашего вступления в  должность мэра Новосибирска. Предлагаю всё-таки с  этого и  начать. Вот основные решения, которые уже удалось принять.

Максим Кудрявцев: Да, действительно, с  момента вступления в  должность прошёл один месяц. Сейчас очень серьёзно занимаюсь формированием команды. Прошли первые назначения. Из  средств массовой информации, наверное, знаете об  этом. Принял двух новых заместителей. Это Останин Максим Константинович  — он  занимается вопросами организационной работы, по  работе с  предпринимателями, инвестициями, инновациями. И  Попантонопуло Евгений Владимирович  — он  ведёт блок информационной политики и  IT-составляющую. С  приходом новой команды, я  убеждён, процессы пойдут более энергично, интенсивно, поэтому принципы, которые закладываю в  формирование команды  — конечно  же, это люди должны быть профессиональными, иметь опыт в  тех вопросах, которые они курируют. Ну  и  самое главное: у  них должно быть желание изменить ситуацию в  городе в  лучшую сторону.

Максим Кудрявцев. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Иван Проскурин: Я  понимаю, что сказали про Попантонопуло, про Останина  — взаимодействие с  областным правительством у  вас идёт активно.

Максим Кудрявцев: Да, за  вот этот месяц некоторые вещи уже удалось сделать. В  работе команды мы  перешли по  многим вопросам на  проектное управление. Через систему планёра закладываются ключевые показатели эффективности, которые должны достигаться в  том или ином проекте. Есть реперные точки, когда мы  отслеживаем реализацию проектов и  в  этом направлении работаем. В  части организационной структуры хорошо посмотрели, как мне кажется, с  нашей командой на  районной администрации. Увидели, что не  всегда им  хватает полномочий. Сейчас ДЭУ  — дорожные эксплуатационные учреждения  — передаются именно в  районной администрации, чтобы глава, который находится в  ответственном положении по  отношению к  уборке, имел все ресурсы и  возможности для того, чтобы эту уборку делать. Сейчас обеспечиваем рабочими и  в  дальнейшем будем эту работу продолжать.

Что касается работы с  областным правительством: понятно, что в  таком крупном городе, как Новосибирск, нужна синергия области и  города, чтобы решать эти вопросы эффективнее. Идёт плотное взаимодействие. И  на  сегодняшний день прошла сессия городского совета, где мы  приняли поправки в  бюджет. 

Так вот, субсидии с  областного уровня в  виде межбюджетных трансфертов увеличены на  девять миллиардов. Это серьёзная поддержка. 

Это говорит о  тесном взаимодействии города и  области, и  эти средства нам помогут эффективно решать вопросы и  по  дорогам, и  по  элементам благоустройства, и  по  строительству школ. В  целом бюджет увеличился на  13  миллиардов, в  том числе за  счёт собственных доходов. 

Иван Проскурин: Мы  сейчас, видимо, к  какому-то рекорду приближаемся? Впервые бюджет настолько увеличился  — уже к  100  миллиардам? 

Максим Кудрявцев: Да, если первоначально плановая цифра по  доходам у  нас была 83  миллиарда, то  сейчас мы  утвердили цифру в  95  миллиардов. Это существенный рост, и  у  нас будут возможности для выполнения тех работ в  затратной части, которые городу так необходимы. 

Иван Проскурин: Здорово! Это, кстати, не  предел, я  правильно понимаю? Ещё возможны у  нас какие-то субвенции, добавки? 

Максим Кудрявцев: Мы  будем над этим работать. Я  чётко понимаю, что в  городе очень много вопросов, много нерешённых проблем, поэтому мы  должны входить во  все и  региональные, и  федеральные программы, чтобы дополнительно привлекать средства, инвестиции для решения насущных вопросов в  транспорте, в  благоустройстве и  в  других значимых вопросах. 

Иван Проскурин: Максим Георгиевич, когда я  слышу, что денег добавили, сразу вспоминаются ваши и  заявления, и  комментарии по  поводу того, что надо  бы увеличивать и  бригады «ручников»  — их  так часто называют,  — которые у  нас работают на  улицах. Понятно, что нужны деньги, конечно, и  на  погрузчики, и  так далее. Сюда тоже пойдут эти деньги? Будут увеличены бригады? Будут  ли люди ещё добавлены? 

Иван Проскурин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Максим Кудрявцев: Иван, я  бы на  этом вопросе хотел остановиться чуть подробнее. Первые шаги в  статусе мэра: мы  с  коллегами проанализировали текущую ситуацию. Так вот, по  нашим уважаемым ручным рабочим, которых было 229  на тот этап, когда я  пришел в  мэрию, мы  сделали интегральный расчёт в  разрезе всех районов и  посчитали, что их  должно быть 576, то  есть их  не  было и  половины. И  дополнительно мы  сочли необходимым добавить 100 человек дорожных рабочих.

В  районах схемы организации очень разные. Где-то эти люди находятся в  штате, но, как правило, это аутсорсинг. Мы  поработали с  областным правительством, оказались убедительными, и  нам оказали поддержку в  этой части. То  есть деньги выделены, они уже распределены в  разрезе районов. Сегодня прошла сессия, на  сессии депутаты это решение поддержали. И  сейчас мы  занимаемся работой, чтобы вот этих людей подобрать. Понятно, что это будет нелинейная зависимость. Часть людей, которые придут в  штат, мы  наберём чуть быстрее. Но  по  44-му федеральному закону надо провести процедуру закупки, чтобы увеличить нашим партнёрам, аутсорсерам, затратную часть. И  в  результате где-то в  середине лета мы  подойдём к  более-менее оптимальному количеству, чтобы каждое утро эти люди в  спецодежде выходили на  производство работ, убирали мусор, убирали смёт  — чтобы город выглядел привлекательнее. 

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Иван Проскурин: Вот это здорово, кстати. Вот это уже радует, что есть такая задача, есть на  это деньги. И  сейчас очередной этап  — получается, важный  — найти ещё людей, заинтересовать  их, привлечь. Не  только ведь город может участвовать, можно из  районов области, приезжать к  нам, грубо говоря, работать летом, убрать город. 

Максим Кудрявцев: Здесь есть различные практики, которые неплохо реализуются в  нашем городе. У  нас, например, достаточно плотное взаимодействие с  системой УФСИН, где они предоставляют персонал для организации этого вида работ. В  зимнее время есть хорошая практика, когда действительно механизаторы с  ближайших районов приезжают и  работают здесь, у  нас. 

Иван Проскурин: Зарплата достойная, насколько я  помню? 

Максим Кудрявцев: Мы  провели индексацию на  10% и  существующему персоналу и  заложили это увеличение людям, которых будем принимать в  будущем. Это непростая задача  — сформировать бригады  — но  будем этой задачей заниматься. В  один день  мы, конечно, такое количество не  сможем подобрать, но  стратегическая задача стоит так, чтобы к  середине лета набрать людей, а  к  концу лета отстроить систему уборки. 

Я  дополнительно ещё скажу, что по  качеству уборки надо иметь комплексный подход, чтобы производилась уборка не  только полотна дороги, но  ещё и  тротуаров, остановочных павильонов, светофоров. 

А  для этого надо чётко прописать стандарты, чтобы однозначно был критерий, убрано или нет. Такое поручение уже в  профильный департамент поступило.

К  1  июля мы  должны ещё раз просмотреть все отраслевые стандарты, регламенты, ГОСТы на  каждую температуру, на  каждый вид уборки. Освежить эти материалы, документально закрепить.

Мы  продолжаем в  этом направлении работать, проводим обучение в  конце июня. И  ещё раз со  свежими критериями распределяем людей, распределяем обязанности, чтобы в  городе заработала система. 

Иван Проскурин: На  самом деле очень приятно слышать такие вещи, что будет не  только акцент на  то, чтобы людей набрали  — вот, идите, работайте, зарплату вам подняли. Я  так понимаю, контроль над ними тоже должен быть? 

Максим Кудрявцев: Абсолютно правильно. Но  на  первых этапах задача стоит дойти до  приемлемого для горожан уровня уборки. Первая задача была подготовить город к  9  мая. Мы  её  прошли. Я  считаю, что прошли достойно. То  есть качество уборки несколько увеличилось. Вышла спецтехника, её  в  каких-то моментах не  хватает до  30%. Тем не  менее, все ресурсы, которые были в  наличии, мы  смогли мобилизовать. И  к  9  мая подтянули город, насколько на  том этапе было возможно. Я  считаю, что неплохо. Теперь нам надо перейти к  новому качеству обслуживания городских территорий, приемлемого для горожан. Мы  расчётным образом посчитали, сколько надо людей, сколько надо техники. И  где-то, я  думаю, что к  концу лета мы  к  какому-то приемлемому уровню должны прийти. 

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Иван Проскурин: Хорошо, с  этим вопросом немного разобрались. Но  всё-таки одно из  главных направлений, которое вы  уже и  не  раз озвучивали, по  которому предстоит много работы  — это, конечно, дорожное хозяйство. Сюда и  огромные деньги вкладываются, и  уже, насколько я  понял, по  национальному проекту отыграны конкурсы. Как здесь работа обстоит? 

Максим Кудрявцев: Это, наверное, самое сложное направление, которое сейчас можно выделить. Нужны кадровые решения, подбор персонала. В  этом департаменте сконцентрировано максимальное количество проблем, которые сегодня беспокоят горожан. Но  поэтапно эти проблемы будем решать. Из  позитивных моментов отмечу, что в  этом году у  нас предстоит поставка 129 новых троллейбусов.  20  из  них мы  уже получили, по  маю мы  идём в  графике, и  должны получить 20  новых трамваев. Дополнительно со  стороны области нам выделили финансирование на  ремонт дорожных сооружений, дорожного полотна. Сейчас мы  ещё раз просчитываем, сколько надо, чтобы выйти к  нормативным цифрам, Вот в  этом направлении тоже у  нас хорошее взаимодействие есть. Поэтому здесь большой пласт работы. Недавно вот выезжал на  Октябрьский мост, посмотреть качество проведения... 

Иван Проскурин: Как вам, как идёт работа? Потому что было много вопросов по  поводу того, что как-то было неорганизованно в  самом начале. А  потом как-то удалось быстро этот момент уладить. 

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Максим Кудрявцев: Пока мы  закладываем в  эти прогнозы лёгкий оптимизм, исполнение работ порядка  50%, к  этой цифре приближаемся. Работают три подрядчика, чтобы диверсифицировать этот процесс. Около 80  сотрудников выходит на  работу. 

Иван Проскурин: Достаточное количество? 

Максим Кудрявцев: На  данном этапе достаточно. И  если удержать этот темп, то  прогнозный срок сдачи  — где-то ноябрь. Так, по  крайней мере, подчёркивают подрядчики. 

Иван Проскурин: Ну  что  ж, придётся пока автомобилистам и  новосибирцам смириться с  тем, что в  часы пик будут пробки, без этого пока никак. 

Максим Кудрявцев: Мост был построен в  далеком 1955  году, ему 68  лет, в  этом году в  октябре будет 69. Капитальный ремонт последний раз проводился в  1998  году. То  есть долгие годы капитального ремонта не  было. И  только национальные проекты позволили эти средства изыскать. И, в  общем-то, я  думаю, что за  этот год и  за  следующий мы  оптимально мосты подтянем. 

Иван Проскурин: Остановимся ещё тогда на  департаменте транспорта и  дорожно-благоустроительного комплекса. Не  только у  нас, как у  журналистов, возникают вопросы, но  и  у  новосибирцев тоже. Всё-таки это один из  самых важных департаментов и  ведомств из  мэрии. Когда будет новый начальник? Я  думаю, вы  ждали этого вопроса, я  не  мог его не  задать. 

Максим Кудрявцев: Это задача со  звёздочкой, очень сложная. Ещё раз подчеркну, что там большая концентрация очень сложных задач, вызовов. Отчасти собеседование провожу сам, подбирал две кандидатуры, которые по  набору навыков и  компетенций соответствовали, но  когда коллеги узнавали всю полноту ответственности... 

Иван Проскурин: Что происходило? 

Максим Кудрявцев: Уходили в  неизвестном направлении, поэтому собеседования проводим постоянно и  с  первым замом советуемся, консультируемся. Есть кандидаты, которые соответствуют. Сейчас находимся в  процедуре, надеемся, что в  самое ближайшее время эти кадровые решения будут приняты. И  тогда структурно, системно будем на  эти вопросы смотреть. 

Иван Проскурин: Ну  вот если выделить основные ваши требования, которые вы  предъявляете к  этой фигуре. Понятно, что ответственность колоссальная, работа действительно очень сложная. Может быть, вообще не  из  Новосибирска? Ведь у  вас есть опыт работы и  в  Государственной думе, может быть, там кого-то как раз: «А, был  же вот такой у  меня, я  сейчас позвоню и  решим этот вопрос»... 

Максим Кудрявцев: Не  хотелось  бы привязываться к  конкретной территории. 

Человек должен быть профессиональным, пройти все стадии производства, чтобы понимать в  двух направлениях  — как ведение дорожного хозяйства, так и  транспортная сфера. 

Должен уметь работать в  команде, должен хорошо понимать рынок, потому что много подрядчиков, много сложных взаимоотношений, огромная ответственность, огромный бюджет. Ну  и  самое главное: человек должен быть заинтересован. То  есть у  него должны гореть глаза, чтобы у  него было действительно искреннее желание поменять ситуацию к  лучшему. 

Иван Проскурин: Ну, я  думаю, что это действительно является и  самым важным моментом. Мы  так планомерно движемся по  теме дорог, благоустройства, транспорта. Вот уже сказали и  о  том, сколько будет новых троллейбусов. Кстати, что радует, что вот так  же они не  только обновляются, те  маршруты, которые уже есть, но  и  добавляются и  продляются. Вот это здорово, что раньше не  было такой возможности, а  сейчас у  них эти литий-ионные аккумуляторы, я  так понимаю, позволяют продлевать ход троллейбуса. По  поводу другой техники, теперь уже уборочной. Это ведь тоже такой важный момент, хотя каждый год, насколько я  помню  — в  прошлом году, по  крайней мере, точно были закупки. Всё равно не  хватает уборочной техники. 

Максим Кудрявцев: А  надо чётко понимать, что качественная уборка  — это комбинация спецтехники и  ручного труда. Одно без другого не  работает. Если по  ручным рабочим мы  поговорили с  вами выше, то  по  спецтехнике анализ показал, что в  районах есть дефицит  — таковой примерно 30%. То  есть от  нормативных показаний мы  отстаем на  эту величину. В  каких-то районах ситуация получше, где-то похуже, но  интегрально она такая. Поэтому спецтехнику надо докупать. Тоже проведены переговоры с  областным Минтрансом, нашли понимание. Буквально в  ближайшие дни мы  будем объявлять конкурс на  2,2 млрд рублей. Будем приобретать 113 единиц техники. Понятно, что это конкурсные процедуры и  поставка, ну, по  нашей оценке, это октябрь-ноябрь  — где-то в  эти сроки. Но  техника крайне важна. Если она придет новая, качественная, то  это существенно упростит нам решение задачи по  уборке города в  целом. 

Иван Проскурин: То  есть это также будет, как я  понимаю, техника, которую можно использовать и  летом, и  зимой? Какие-то погрузчики и  так далее? То  есть к  зиме как раз самое  то, когда у  нас снегом заваливает, будет работать эта техника. Что это, бульдозеры? 

Максим Кудрявцев: Решение комплексное, там много позиций. Часть техники используется в  зимний период, часть техники используется в  летний период. Но  есть универсальные агрегаты, которые перестраиваются на  сезон и  будут полноценно оказывать содействие в  решении этих вопросов. 

Иван Проскурин: Понятно, что когда мы  говорим про уборку улиц, рядом с  дорогами у  нас, конечно, ещё газоны. Может быть, подтвердите всё-таки, что в  этом году, насколько я  понимаю  — я  давно уже работаю на  радио и  вообще в  журналистике  — раньше на  газоны вот какой-то такой локальной программы не  было. Вот у  вас сегодня в  Telegram-канале (кстати, подписывайтесь, если ещё не  подписаны, на  Максима Кудрявцева) прочитал, что в  этом году выделят деньги на  восстановление газонов, и  деньги-то неплохие для первого этапа. Конечно, я  опять не  увидел там Ленинский район и  Левый берег, но  я  так понимаю, там по  особому порядку они выбираются. 

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Максим Кудрявцев: Стоит признать, что состояние газонов не  всегда удовлетворительное в  нашем родном Новосибирске. Этими вопросами точно надо заниматься. Если газон не  соответствует отраслевому нормативу, то  это источник пыли и  грязи на  наших дорогах. Когда происходит дождь, он  вымывает грунт, который потом высыхает и  превращается в  пыль. Поэтому в  этом году такую небольшую программу мы  сформировали, запустили в  производство. Три района попало в  периметр этой программы в  качестве пилота. Это Дзержинский, Первомайский и  Советский районы. Выделены деньги в  размере 15  миллионов на  каждый район. И  мы  попробуем наработать практики  — каким образом за  газонами ухаживать лучше. Где-то надо срезать грунт, подсыпать грунт свежий, чтобы они были с  уровнем полотна дороги или ниже. Где-то надо делать выше, где-то перекладывать бордюры. 

Иван Проскурин: То  есть не  просто цветочки посадить? 

Максим Кудрявцев: Да. И  где-то надо очень основательно к  этим процессам подходить, чтобы приводить их  в  нормативное состояние. Планируем за  этот год эти результаты обобщить, ну  и  после этого у  нас будет понимание, как двигаться дальше. 

Иван Проскурин: Ну  вот, кстати, про газоны заговорили. У  одного из  наших слушателей был такой вопрос:

«Здравствуйте! Вот так выглядят газоны возле бывшего магазина „Кристалл“ на  Маркса. Разве такие „зелёные“ территории должны быть вдоль главной магистрали Левобережья? Потом удивляемся, что пыль и  грязь в  воздухе летают».

Это, кстати, то, о  чём вы  говорили. Что если не  соответствуют, то  получаем такую «красоту». Как быть? Понятно, что новосибирцы, конечно, звонят и  в  районную приёмную, но  пока, видимо, вопрос не  решён. 

Максим Кудрявцев: Этот газон будет восстановлен. Такая задача стоит администрации Ленинского района, работы будут выполнены. Этот проект у  нас забюджетирован, поэтому здесь будет точно положительное решение. 

Иван Проскурин: Ну  и  в  целом, наверное, мы  можем напомнить новосибирцам: если видите, что есть проблемы, как в  данном случае (например, парковка на  газоне), то  можно обращаться либо в  мэрию, в  общественную приёмную, либо по  051  — единая дежурная диспетчерская служба, там уже сориентируют, куда можно обратиться и  как вопрос решить. Немало жалоб ещё у  горожан и  гостей города на  состояние тротуаров. Ну  вот и  в  центре тоже, и  брусчатка, и  бордюры разбиты. местами нет удобных спусков с  этих тротуаров. Какое здесь видите решение проблемы? Хочу сказать, что  да, в  некоторых местах действительно оборудуют. Вспомним даже тот Краеведческий музей, например. Там красоту  же сделали перед музеем. Понятно, что еще вокруг предстоит много работы, Но  мы  ещё поговорим об  этом, о  наших зелёных территориях. Но  как вот здесь? 

Максим Кудрявцев: Несколько слов вы  сказали про парковки на  газонах. Это неправильная технология, когда источником пыли в  городе являемся мы  сами. 

Иван Проскурин: Культура отсутствует. 

Максим Кудрявцев: Да. 

Тоже хотел  бы, уважаемые горожане, обратить на  это внимание  — когда мы  заезжаем на  газон, а  потом колёсами вывозим эту грязь, которая распределяется по  всему городу. 

Это один источник пыли.

Теперь что касается бордюров. Действительно, у  нас тоже такая проблематика существует. Мы  сформировали программу на  300  миллионов, 100 миллионов  — это областные деньги. Там есть деньги от  наказов депутатов, наказов избирателей, которые отрабатывают наши депутаты. И  мы  определили для себя 116  объектов, они равномерно распределены по  городу, по  районам, где мы  будем вот эти бордюры восстанавливать. И  ещё, дополню, у  нас есть проект «Безопасной качественные дороги», когда ремонтируется масштабное полотно дороги, или мы  делаем ремонт большими картами, такая технология есть, то  мы  тоже стараемся бордюры в  этот момент восстанавливать. Особенно когда мы  делаем большие участки. То  есть на  этих участках комплексно подходим к  ремонту и  полотна дороги, и  тротуаров. 

Иван Проскурин: Вот, кстати, про бордюры. Некоторые новосибирцы не  всегда довольны тем, какие делают бордюры. И  говорят, что раньше были каменные  — они такие хорошие. Что можете сказать? Или всё-таки там, где есть возможность, сохраняют исторические бордюры, а  где нет  — тогда уже новые используют? 

Максим Кудрявцев: Ключевой критерий качества, самый главный эксперт  — это жители. То  есть надо при производстве работ обязательно задумываться над тем, насколько долго эти сооружения прослужат, насколько они будут соответствовать запросам наших горожан и  их  ожиданиям. Конечно, хочется делать на  века, но  если по  той или иной причине каменные бордюры можно использовать повторно, то  почему нет? Это эффективность, это классический образ города. 

Иван Проскурин: Это сохранение истории. 

Максим Кудрявцев: Это точно надо делать. Ещё раз подчеркну, что при ремонте, при строительстве дорог надо использовать комплексный подход, чтобы помимо основной дороги ещё и  были благоустроенные тротуары, чтобы людям было комфортно и  на  автомобиле проехать, и  пешком пройти. 

Иван Проскурин: Максим Георгиевич, раз уж  обещали, мы  всё-таки будем и  из  нашего паблика, из  «Городской волны» «ВКонтакте» задавать вопросы. Вот не  совсем, может быть, по  теме  — и  вот Людмила Кашевая даже говорит:

«Всё-таки прошу обратить внимание на  „бесплатную“ медицину. К  узким специалистам попасть невозможно, как и  пройти многие обследования. Понимаю, что, может быть, не  по  теме, но  всё-таки, как можно проблему решить?» 

Максим Кудрявцев: По  уровню разграничения полномочий  — это полномочия областные, такое решение было принято, но, тем не  менее, мэрия никоим образом в  стороне не  остаётся. Во-первых, я  как мэр готов конкретный сигнал зафиксировать. После передачи вы  мне скажите мобильный телефон заявителя, адрес, мы  обязательно созвонимся, отреагируем.

А  так областное правительство большие усилия вкладывает в  цифровизацию этой отрасли, чтобы у  жителей были возможности по  нескольким каналам записаться на  приём по  телефону, через портал «Госуслуги», личным приходом, чтобы были слоты на  запись к  узким специалистам, чтобы человек мог выбрать, зайти на  площадку в  интернете и  посмотреть, в  какие моменты какие слоты открыты, чтобы это было удобнее и  комфортнее.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Поэтому надо развивать стандарты оказания медицинских услуг. Мэрия должна участвовать во  всех процессах по  строительству поликлиник в  своей зоне ответственности. Этими вопросами надо заниматься системно. А  конкретно заявители  — я  потом возьму телефон и  попрошу департамент социальной защиты отработать эти вопросы. 

Иван Проскурин: Спасибо. Ну, раз уж  я  упомянул Первомайский сквер и  Краеведческий музей... Первомайский сквер  — не  удалось  же его в  прошлом году благоустроить до  конца, хоть весь сезон вроде что-то там делали. На  этот год перенесли. С  Каменкой, кстати, тоже продлили, но  там свои сложности. Давайте на  эти темы поговорим. И  всё-таки, как оцениваете работу подрядчиков? Я  знаю, что вы  лично приезжаете контролировать, так  же, как с  Октябрьским мостом, так  же, как в  Октябрьский район, кстати, вы  дважды уже ездили. А  здесь как, следите? 

Максим Кудрявцев: Первомайский сквер  — это вообще знаковое место для новосибирцев, центр города. Его видно из  окон мэрии, поэтому это один из  первых объектов, которые я  посетил лично. Да, есть определённая предыстория.

Всего объём инвестиций на  этот проект 180  миллионов, в  прошлом году с  работой, мягко скажем, не  справились. И  качество оставляет желать лучшего. По  ряду позиций плитку придётся перекладывать, потому что была существенно нарушена технология. Неправильно создан дренаж, поэтому её  придётся перекладывать. Часть работ приемлема. И  очень важно, чтобы в  этом году все работы завершились в  срок. Для этого профильному департаменту поставил контроль, как делаются антикризисные проекты. То  есть каждое утро приходит представитель департамента, ставит задачу подрядчику, проходит небольшая планёрка, вечером контроль. Пересчитываем по  головам, сколько рабочих вышло в  смену, тогда понятен темп набора. 

Иван Проскурин: Что сделали, да? 

Максим Кудрявцев: Да, что сделали и  какие антикризисные меры стоит предпринять. Риски определённые в  проекте есть с  учётом прошлого года, Но  будем прикладывать все усилия, чтобы к  середине августа объект был сдан. 

Иван Проскурин: То  есть дата всё-таки есть, которую вы  поставили, что, вот, давайте? 

Максим Кудрявцев: Ну  и  подрядчики её  подтверждают. Там ещё есть один элемент в  этом парке, где были объекты незаконного характера. Их  демонтировали. Сейчас там тоже  — со  стороны мэрии  — мы  уже проводим элементы благоустройства. 

Иван Проскурин: Там, где снесли кафе? 

Максим Кудрявцев: Да. Уберём мусор, завезём грунт и  потом будем делать газон, чтобы полноценно объект сдать. А  по  основному объекту элементы освещения и  малой формы уже готовы. Там есть фонтан «Мишка», надо фонтаны подремонтировать. Ну, то  есть будем сподвигать подрядчика к  тому, чтобы он  всё-таки более ответственно относился к  этим процессам.   

И  к  середине августа объект был введён. Повторную несдачу объекта мы  уже не  примем, там будет решение не  только финансового характера.

Иван Проскурин: А  по  Каменке? Всё-таки здесь тоже ждём. Там, понятно, свои моменты. 

Максим Кудрявцев: Каменка  — это тоже знаковый проект. Я  напомню, что это проект федеральный, этот проект вошёл в  комплекс формирования комфортной городской среды. Этот объект планирую посетить в  самое ближайшее время. Это будет ресурсоёмкий проект  — 380 миллионов рублей,  — но, тем не  менее, он  тоже значимый, тоже здесь права на  ошибку у  нас нет. Поэтому надо, опять  же, выстраивать взаимоотношения с  подрядчиком, чтобы он  работы сдал в  срок. То  есть здесь самая решающая опция  — это контроль. Чем жёстче будет контроль, чем он  будет интенсивнее, тем на  более ответственном положении будет находиться подрядчик, тем быстрее он  сдаст объекты. Настрой такой; поеду, буду смотреть. 

Иван Проскурин: Ну  что, ещё один больной вопрос  — со  станцией метро «Спортивная». Что сейчас происходит, какой есть план, который будет вообще способствовать, чтобы её  завершить? И  дальше что делать? 

Максим Кудрявцев: Это одна из  сложных задач этого года. Естественно, хотелось  бы объекты незавершённого строительства к  концу года подтянуть по  максимуму. Из  положительного: по  станции «Спортивная» пройдена экспертиза проектно-сметной документации. Сейчас коллеги занимаются проектно-сметными расчётами, чтобы к  финальному решению подойти. Готовность достаточно высокая, но, тем не  менее, за  время строительства станции и  материалы подорожали, и  оборудование не  удалось приобрести вследствие санкций. Поэтому сейчас эти организационные вопросы должны быть решены, нужно выстроить все взаимодействия и  взаимоотношения между подрядчиками и  субподрядчиками, и  после этого только можно объективно будет спрогнозировать сроки. Я  бы сейчас от  конкретных дат воздержался. 

Иван Проскурин: Я  вот думаю, задать вам вопрос: в  этом году прокатимся или пока ещё не  будем торопиться? 

Максим Кудрявцев: Я  всё-таки за  такой подход: сначала построим, потом  — прокатимся. Поэтому пока эти организационные вопросы на  стадии решения, мы  ими очень серьёзно занимаемся. Когда все эти цепочки и  процессы будут выстроены, можно будет уверенно констатировать, какие моменты над будет сделать и  в  какой срок. Есть элементы некачественной работы  — тоже стоит сказать. Надо разобраться, кто несёт за  это ответственность, кто эти элементы будет переделывать. В  целом, готовность достаточно высокая. Объём работ сделан большой, поэтому надо вот эти организационные моменты самые тяжелые преодолеть, пройти и  после этого завершать работу и  запускать станцию в  эксплуатацию. 

Иван Проскурин: Если говорить про дальнейший план, он  ведь тоже есть, да? У  нас есть всё-таки генплан, по  которому будет развиваться транспортный раздел. Давайте напомним, что он  предполагает, какие следующие этапы развития? 

Максим Кудрявцев: Есть наработки по  развитию как Ленинской, так и  Дзержинской ветки метрополитена. Они в  открытом доступе есть. Здесь  я, наверное, ничего нового не  скажу, и  останавливаться не  буду.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Есть стратегия развития метрополитена на  долгие годы. В  своей программе я  рассуждал на  предмет создания опорной сети, и  до  сих пор убеждён, что самая надежная, самая устойчивая сеть  — это сеть рельсовая.

И  это, естественно, суперпозиция метрополитена, скоростного трамвая и  пригородной электрички.

В  этой концепции рассуждают до  сих пор, поэтому надо по  всем элементам этой огромной системы рассуждать, изыскивать возможности, трамвайные линии развивать. А  уже эту сеть дополнять сетью маршруток, троллейбусов, автобусов. Сейчас по  каким-то элементам идут дискуссии, по  каким-то районам выгоднее сделать выделенные полосы и  запустить электробусы, как экологичный вид транспорта, это дешевле.

Тем не  менее, здесь, конечно, нужна и  операционная деятельность, когда мы  рассуждаем на  тему, управляем существующей сетью. Она тоже требует пристального внимания. Скажу уверенно, что мы  не  все элементы сегодня используем, чтобы пробок было меньше. Это и  умные светофоры, и  камеры видеонаблюдения, которые калькулируют транспортные потоки и  управляют светофорами. Это выделенные полосы, это развязки, однополосное, одностороннее движение. То  есть здесь надо тоже комплексно посмотреть на  эту задачу. Ну  и, конечно  же, надо заниматься вопросами стратегического развития, когда мы  рассуждаем на  срок 10  лет, 15  лет вперед. 

Иван Проскурин: Ну  конечно, да, планировать нужно. Максим Георгиевич, а  вот, насколько я  помню, на  этой неделе сейчас наш губернатор Андрей Травников находится в  Республике Беларусь. И  там  — может быть, поправите  — прозвучала новость о  том, что Минск может нам помочь в  плане проектирования. Поправьте, как правильно? Раз здесь не  справились, есть всё-таки наши друзья, которые могут помочь. 

Максим Кудрявцев: Вы  абсолютно правильно сказали, технически абсолютно всё правильно. Я  поражаюсь, насколько быстро вы  овладеваете информацией  — она прямо с  пылу, с  жару. У  нас проводились консультации на  предмет, с  кем взаимодействовать по  развитию метрополитена. Есть экспертиза в  Санкт-Петербурге, есть экспертиза в  Минске, есть такая экспертиза в  Москве. У  железной дороги есть такая экспертиза. 

И  вот наши белорусские партнёры достаточно хорошо в  этих вопросах продвинулись. Они готовы к  сотрудничеству, готовы проектировать метрополитен и  помогать на  этапах строительства. 

Поэтому это один из  наших стратегических партнёров. Сейчас мы  ведём дискуссии на  предмет выстраивания приоритетов, в  каком направлении двигаться. И  такие контакты у  нас действительно есть. 

Иван Проскурин: Ну  да. Всё-таки «БКМ-Сибирь», предприятие, отлично работает. Их  трамваи ездят на  маршрутах. Говоря о  развитии транспорта, его обновлении, вы  упоминали, что Новосибирску нужен  — специально пометил себе цитату  — «центр управления транспортными потоками». Давайте для горожан ещё раз напомним, что это за  «центр управления транспортными потоками». Это какая-то новая структура? 

Максим Кудрявцев: Огромный мегаполис, такой как Новосибирск,  — это сложная многоуровневая распределённая система, где огромное количество жителей, единиц транспорта. И  понятно, что этой огромной сетью надо управлять из  единого распределённого центра. В  своей программе я  на  эту тему рассуждал.

Сейчас уже более глубокое погружение в  структуру мэрии показало, что элементы этой системы, этой структуры есть  — есть городской центр организации дорожного движения. Через какое-то время планирую погрузиться в  те  функции, которые он  выполняет. В  частности, регулирование движения, потоков и  управления светофорами. И  после этого будет выработано решение, усиливать  ли этот центр до  тех компетенций, которые нужны в  глобальном смысле, либо какую-то дополнительную структуру делать или объединять. То  есть это предмет будущей организационной работы, рассуждений, дискуссий с  экспертами, профессионалами.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Но  в  чём я  убеждён совершенно точно, что такой центр городу нужен. То  есть единая точка входа, единая точка принятия решений, где будут оптимизироваться все транспортные потоки и  решения. И  благодаря вот этой системной работе можно будет оптимизировать те  транспортные потоки, которые идут по  городу. А  для простых жителей это будет время доезда из  точки  А в  точку Б.  Здесь, ещё раз говорю, у  нас резервы есть, и  мы  будем их  использовать. 

Иван Проскурин: Мила Стоцкая как раз спрашивала: 

«Планируется ли автоматизация регулирования дорожного движения в городе, в частности, быстрое реагирование на поломки светофоров, изменение режима работы светофоров, часы пик в разных направлениях?»

«Планируется  ли автоматизация регулирования дорожного движения в  городе, в  частности, быстрое реагирование на  поломки светофоров, изменение режима работы светофоров, часы пик в  разных направлениях?»

Хотя я  был уверен, что у  нас сейчас есть такая система, и  она уже действует. Есть  ли вообще такая служба в  Новосибирске? 

Максим Кудрявцев: Службу я  назвал, система есть, реагирование тоже есть, но, опять  же, нет предела совершенству. То  есть и  светофоры должны быть умными, и  сетью должен управлять не  какой-то выделенный человек, а  система искусственного интеллекта, которая оптимальные решения вырабатывает в  зависимости от  транспортных потоков, от  их  насыщенности, задаёт временные интервалы, оптимизирует. То  есть, нужны и  светофоры более высокого уровня, и  камеры видеонаблюдения, и, конечно  же, центр принятия решений, где по  технологии больших данных данные с  датчиков будут сниматься, попадать в  центр, там с  применением технологий искусственного интеллекта обрабатываться  — и  в  результате этой деятельности будут вырабатываться оптимальные решения для того, чтобы они регулировали наши транспортные потоки. 

Иван Проскурин: Раз уж  заговорили про транспортные потоки  — мне хотелось  бы выяснить, как вы  считаете: в  последние годы в  Новосибирске  — ну  не  могли не  заметить  — развитие получили кикшеринговые компании, электросамокаты. У  нас здесь, на  площади Маркса, есть выделенная полоса даже, на  Левом берегу. Есть в  Академгородке подобные полосы, в  других местах, в  Заельцовском парке. Есть эти места, удобно. Но  есть и  недовольные этим. Всё-таки и  количество аварий в  этом году, по  данным МВД, увеличилось. Это развлечение такое? Какая у  вас позиция на  этот счёт? Что вам ближе? 

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Максим Кудрявцев: Я  бы не  стал противопоставлять виды транспорта, что лучше  — самокат, велосипед или автомобиль. Город Новосибирск должен быть комфортным для проживания всех категорий жителей, независимо от  возраста, уровня достатка, социального статуса. Но  не  стоит забывать и  о  мерах безопасности. То  есть если мы  сознательно идём на  то, что самокаты в  городе присутствуют, то  должны быть и  согласованные, оборудованные места парковки, причём согласованные с  мэрией в  том числе. Если такие операторы и  сети работают по  каким-то принципам, они должны жить по  правилам. И  второе  — это безопасность при движении. Безопасность превыше всего. Должны быть чётко регламентированные правила, по  которым эти средства двигаются по  нашим улицам. Наверное, подходы такие. То, что сети должны быть, выделенные направления, тротуары, дорожки  — это точно, и  этим надо заниматься. 

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Иван Проскурин: Ну  и  специальные парковки. Они тоже появляются, это тоже радует. До  конца этого часа у  нас ещё остаётся время. Как раз его мы  и  посвятим ответам на  ваши вопросы, более подробно на  них ответим, которые приходили к  нам в  паблик «Городской волны» «ВКонтакте». Кстати, нас сейчас можно не  только слушать, но  и  смотреть. Захотите, комментируйте, оставляйте свои мнения. На  вопросы сегодня отвечает мэр Новосибирска Максим Кудрявцев.

Значит, вот какой вопрос. В  2023 году капитально отремонтирована улица Красина, проспект Дзержинского. На  сегодня Красина от  Гоголя до  проспекта после работ коммунальщиков СГК имеет дефекты. Объявлены планы по  сужению проспекта. Почему так происходит после капремонта? 

Максим Кудрявцев: Могу констатировать, что в  этом году на  этом  же участке запланирован плановый ремонт тепловых сетей. Обусловлено это тем, что мы  получили очень сложную ситуацию зимой, когда в  январе получили аварию на  двух районах, Ленинском и  Кировском. Поэтому очень серьёзно обращаем на  эти процессы внимание этим летом, чтобы в  ремонтный сезон по  максимуму подойти к  готовности к  отопительному периоду. На  этом участке планируется плановая работа, и  после этого асфальт будет восстановлен и  приведен к  нормативному состоянию. 

Иван Проскурин: Когда и  в  каком объёме планируется ремонт дорожного полотна по  Второй Станционной? Дорога в  аварийном состоянии уже не  первый год. Ну, кстати, были-то замечания, в  эфир звонили. Людям приходится выезжать на  встречную полосу. Таким образом, и  ПДД нарушают. 

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Максим Кудрявцев: Плановый период восстановления этой дороги 2025  год. Обусловлен тем, что по  этой дороге компания ВИС, это подрядчик четвёртого моста, подвозили материалы, раствор, проходила большая тяжёлая техника. И  это обязанность подрядчика. То  есть это задача по  нашему контракту. Они обязаны после проведения работ восстановить полотно дороги. После завершения, в  2025  году, дорога будет восстановлена. 

Иван Проскурин: Вот это приятная новость. И, кстати, дорогие радиослушатели, вы  задавали вопросы и  по  поводу того, когда будут восстановлены следующие участки. Вот Татьяна Цуканова спрашивала от  жителей улицы Толстого:

«Когда была замена теплотрассы, плохо все восстановили. Вот какой ответ оперативно мы  получили от  СГК. В  июне все участки ремонтных работ на  теплосетях будут благоустроены».

Здесь, наверное, стоит отметить, что сейчас вообще в  Новосибирске активно идут работы на  теплосетях, и  вообще идёт несколько этапов проверки того, где может порваться труба. Поэтому нужно быть осторожными, ну  а  если где-то разрыли, то  есть они  же обязаны потом после себя порядок навести? 

Максим Кудрявцев: Да, совершенно так. 

Иван Проскурин: Так, следующий вопрос от  Татьяны Артамоновой.

«Уважаемый мэр Новосибирска, очень надеюсь, что у  вас отличный вкус. И  вы  запретите устанавливать  — вот видите, как у  нас и  такие вопросы бывают  — и  вы  запретите устанавливать эти, убогие остановки общественного транспорта».

Вот такие есть, например, перечисляет, на  Гребенщикова, Рассветной, Краузе. Я  бы и  от  себя мог несколько на  Левом берегу добавить. Я  думаю, и  вы  видели. Конечно, есть такие остановки, которые совсем не  радуют глаз. 

Максим Кудрявцев: Полностью соглашусь. Действительно, остановочные павильоны в  ряде районов оставляют желать лучшего, это если мягко сказать. А  если сказать искренне, то  они полностью не  вписываются в  архитектурный облик нашего города. Всего остановок у  нас чуть больше, чем полторы тысячи, 1570. Из  них 135  мы будем обновлять в  этом году. Работа эта уже началась. Конечно, хотелось  бы, чтобы средств на  это было больше. Будем программу планировать и  на  следующий год решать эту задачу системно. Но  и  самое главное, чтобы эти павильоны удовлетворяли запросы наших жителей. 

Иван Проскурин: То  есть, это не  просто будут те  самые, как сказала наша слушательница, «убогие», да? 

Максим Кудрявцев: Да, они должны выглядеть привлекательно, вписываться в  ландшафт, иметь такую хорошую форму и  быть долговечными конструктивами. 

Иван Проскурин: Александр Иванов спрашивает:

«Кроме других проблем в  городе очень волнует вопрос отсутствия дорожной разметки».

Но  здесь, кстати, не  соглашусь  — как отсутствует? Есть она. Но  почему-то разметку, вот как считает Александр Иванов, начинают наносить ближе к  зиме, "и  то  хватает примерно на  месяц. Например, в  крупных соседних городах с  разметкой всё отлично, а  у  нас беда. Планируется  ли работа в  этом направлении в  ближайшее время? Я  думаю, здесь стоит пояснить, всё-таки не  ближе к  зиме? 

Максим Кудрявцев: Нет, разметка разносится всё время, весь сезон. Она идёт постоянно, каждую неделю профильный департамент мне предоставляет отчёт, сколько километров разметки было сделано за  неделю. Мы  эту динамику отслеживаем, и  у  меня, по  крайней мере, есть чёткое понимание, что это очень важная работа, нужная, востребованная. Это, в  первую очередь, безопасность. То  есть когда идут транспортные потоки, они должны видеть, как перестраиваться и  как двигаться. Поэтому мы  эту работу проводим, и, учитывая сигнал, я  ещё дополнительно посмотрю за  качеством произведения вот этих работ. 

Иван Проскурин: Немного времени у  нас остаётся. Вот мне, кстати, коллеги сообщили новость, что уроженец Новосибирска Эльчин Вахидов прошел отбор в  отряд космонавтов. Почему акцентирую на  это внимание? Я  думаю, вы  тоже. Интересная новость на  самом деле. Мы  вот до  эфира с  вами общались. И  как раз, насколько я  знаю, что ваша дочь, как раз учится в  том учебном заведении, которое заканчивала наша космонавтка, первая. А  это, получается, второй уже из  Новосибирска. 

Максим Кудрявцев: Да, поздравляем Эльчина с  таким хорошим событием. Всё-таки там очень жесткая селекция. И  очень ответственная работа, и  отбор очень серьёзный. Поэтому мы  гордимся Кикиной, которая является выпускницей 29-й школы. Действительно, судьба сложилась так, что дочь заканчивает в  этом году именно эту школу. Ну  и  будем надеяться, что у  нас будет ещё один космонавт. Поэтому это действительно вызывает большую гордость за  наш город. 

Иван Проскурин: Поздравляем Эльчина Вахидова и  обязательно потом его пригласим к  нам в  эфир и  обо всём расспросим. Это, конечно, здорово.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Традиционно под конец эфира, наверное, нужно поговорить о  планах на  ближайшее время. Понятно, что про отпуск, наверное, сейчас не  актуально вас спрашивать. Этим летом вряд  ли получится. Но  хотя  бы, может быть, расскажете, как выходные проводите? Но  для начала всё-таки о  планах на  ближайшее время. 

Максим Кудрявцев: Выходные пока провожу на  работе. Встречи, которые не  успеваю провести в  течение недели, стараюсь уносить на  субботу. Документы, которые не  могу вовремя отработать, но  они не  такие срочные  — тоже на  субботу. Это абсолютно нормальный ритм, когда идёт вхождение в  процесс, вхождение в  должность. Стараюсь по  максимуму сейчас воздерживаться от  поездок, от  командировок. И  были предложения, целый ряд, но  пока нет времени. Но  самое главное, конечно  — это сформировать команду, распределить ответственность, распределить обязанности, отстроить все контуры, выстроить взаимоотношения, сделать целеполагание, чтобы сотрудники чётко понимали, что от  них ждём. И  вот в  результате этой системной работы, я  думаю, что в  самое ближайшее время пойдут изменения, которые увидят горожане. И  действительно, мы  нацелились на  такую работу, чтобы довести уровень содержания города до  приемлемого, до  оптимального, чтобы действительно мы  были третьим городом России во  всех отношениях. 

Иван Проскурин: Здорово. Вот на  этом и  закончим. Вот чтобы не  было стыдно, как говорится, за  родной, любимый Новосибирск. Максим Георгиевич, я  хочу пожелать вам удачи на  этом нелёгком пути. Конечно, работы предстоит очень много. Мы  наш эфир завершаем. Спасибо, до  новой встречи в  эфире. 

Максим Кудрявцев: Спасибо, Иван, за  содержательную беседу. Всего доброго. 

Полную запись интервью смотрите в этом видео:

Последние новости

Десять детей из центра «Тёплый дом» проведут каникулы в семьях горожан

Воспитанники новосибирского центра «Тёплый дом» проведут новогодние каникулы в семьях горожан.

ОБЪЯВЛЕНИЕ | Как будет работать общественный транспорт в предпраздничные и новогодние праздничные дни

В предстоящие новогодние и праздничные дни будут внесены изменения в работу общественного транспорта.

Развитие аэропортов, туризма и запуск СКИФа: как Сибирь прожила 2024 год

В уходящем году главы регионов СФО подписали соглашения с инвесторами на миллиарды рублей.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Салавате на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *