Палата провела проверку законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального кон

В декабре 2023 года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета,

В декабре 2023  года Контрольно-счетной палатой Новосибирской области (далее – КСП НСО, Палата) была завершена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года.

Отчет направлен Губернатору Новосибирской области и в Законодательное собрание Новосибирской области.

В результате проверки установлено:

1.  Социальный контракт - это мера государственной социальной помощи гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, предоставляемая в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, установленными ГП РФ «Социальная поддержка граждан» (далее – Правила №  296), социальный контракт заключается по четырем направлениям: поиск работы (СК на поиск работы), осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (СК на осуществление ИПД), ведение личного подсобного хозяйства (СК на ведение ЛПХ), иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином (семьей) трудной жизненной ситуации (СК на преодоление ТЖС).

Распределение численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в соответствии с процентным соотношением, установленным Правилами №  296, которые ограничивают количество заключаемых СК на преодоление ТЖС (на начало 2022 года – не более 30%, с 06.02.2022 – не более 25%, с 10.02.2023 – не более 15%) и на ведение ЛПХ (не более 20%, с 06.02.2022 – не более 25%). Одновременно в Правилах №  296 устанавливается минимальная доля заключаемых социальных контрактов на поиск работы (не менее 20%) и на осуществление ИПД (не менее 10%).

2.  Общий объем расходов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в 2022 году и за 9 месяцев 2023 года составил 1  760  724,4  тыс.руб. или 91,5% к плану (1  854  055,8  тыс.руб.). Объем софинансирования федерального бюджета составил 1  367  480,1  тыс.руб. или 77,7% в общих расходах.

В нарушение ч.  2 ст.  219.1 БК РФ, а также п.  68 Порядка составления бюджетной росписи и утверждения лимитов бюджетных обязательств, утвержденного приказом Минфина НСО от 30.11.2017 №  66‑НПА лимиты бюджетных обязательств на 2022 год доводились Министерством труда и социальной политики Новосибирской области (далее - Министерство труда НСО) до подведомственных казенных учреждений после начала очередного финансового года.

После выполнения плана по количеству заключенных контрактов (по видам мероприятий социальной адаптации) и исполнению лимитов бюджетных обязательств, подведомственными Министерству труда НСО центрами социальной поддержки населения (далее – ЦСПН) заявления на предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта у граждан не принимаются.

3.  Всего в 2022  году заключено 9  129  социальных контрактов, из них расторгнуто 429  социальных контрактов, за 9  месяцев 2023  года заключено 6  436  социальных контрактов, из них расторгнуто 287  социальных контрактов. Наиболее частыми причинами досрочного расторжения социальных контрактов являются неисполнение заявителем мероприятий Программы социальной адаптации (далее – Программа СА), расторжение трудового договора, а также непредставление заявителем ежемесячного отчета о выполнении Программы СА. Самыми востребованными и распространенными являются социальные контракты на поиск работы - 5  001  контракт или 54,8% в 2022 году, 3  524  контракта или 54,8% за 9  месяцев 2023  года.

4.  Размер, порядок и условия предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области утверждены постановлением Правительства НСО от 22.07.2019 №  281-п (далее - Порядок №  281-п). Порядок №  281-п предусматривает осуществление контроля выполнения обязательств, предусмотренных Программой СА, и за целевым использованием денежных средств, при этом не содержит нормы, определяющие порядок контроля, отсутствует понятие целевого расходования средств государственной социальной помощи получателями, а также не определен перечень документов, подтверждающих целевое использование средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями СК.

В Порядке №  281-п отсутствуют основания продления срока действия СК, перечень документов, на основании которых производится мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончанию срока действия социального контракта, сроки и периодичность осуществления выплат по СК на осуществление ИПД и СК  на ведение ЛПХ. В нарушение ст.  8.1 Федерального закона о государственной социальной помощи №  178-ФЗ форма СК на осуществление ИПД и СК  на ведение ЛПХ, установленная Порядком №  281-п, также не содержит порядок оказания государственной социальной помощи (сроки, периодичность осуществления выплат).

Кроме того, Министерством труда НСО не утверждены формы документов, предусмотренных Порядком №  281-п (уведомление о необходимости представления информации об условиях жизни заявителя (семьи заявителя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; результаты ежемесячного мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; отчета об оценке эффективности реализации социального контракта; заключения об оценке выполнения мероприятий Программы СА или о целесообразности продления срока действия социального контракта).

В настоящее время Министерством труда НСО подготовлен и проходит согласование проект постановления Правительства Новосибирской области «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от  22.07.2019 №  281-п».

Административный регламент предоставления государственной услуги по заключению социального контракта (далее – Административный регламент №  990) Министерством труда НСО не актуализировался с июля 2021  года. Отдельные положения Административного регламента №  990 не соответствуют Порядку №  281-п.

5.  В ходе проверок в ЦСПН р.п. Кольцово и ЦСПН Каргатского района установлены факты ненадлежащего исполнения сотрудниками ЦСПН обязанности по сопровождению контрактов и контролю за выполнением Программ  СА на всех этапах выполнения социального контракта, а также обязанности по контролю за целевым использованием средств получателями.

ЦСПН допускались нарушения сроков регистрации заявлений о заключении социального контракта. Кроме того, установлены факты принятия ЦСПН товарных чеков, которые не соответствуют требованиям Федерального закона от 22.05.2003 №  54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

6.  В нарушение п.  51 Порядка №  281-п, согласно которому денежная выплата (в течение 3-х месяцев с даты трудоустройства) осуществляется ежемесячно при условии продолжения осуществления заявителем трудовой деятельности в рамках трудового договора, заключенного в период действия социального контракта, ЦСПН Каргатского района принимал решения о денежных выплатах на основании временных (срочных) трудовых договоров (продолжительностью менее 3-х месяцев), а также договоров подряда на выполнение работ (сроки выполнения работ от 5 до 35  дней).

7.  При наличии оснований к расторжению социальных контрактов (не выполнение мероприятий Программы СА, непредставление заявителем отчета о выполнении Программы СА, использование средств получателями на приобретение товаров, не предусмотренных Программой СА и социальным контрактом) ЦСПН не принимались меры по досрочному расторжению контрактов.

8.  В ЦСПН Каргатского района установлены единичные случаи неэффективности социального контракта: по 2  социальным контрактам доходы заявителя (членов его семей) снижены, по 5  социальным контрактам доходы заявителя (членов его семей) не превышают величину прожиточного минимума. Таким образом цели по выходу из трудной жизненной ситуации (увеличение доходов) не достигнуты. Сумма выплат по вышеуказанным СК составила 561,9  тыс.руб.

По мнению КСП НСО, заключение СК на преодоление ТЖС позволяет решить острые бытовые проблемы, но при этом не приводит ни к росту доходов, ни к появлению мотивации обеспечить себя самостоятельно, ни к трудоустройству.

9.  Согласно Методике оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденной приказ Минтруда России №  506н, Росстата №  389 от 30.09.2013, критерии эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта применяются с учетом значений показателей, полученных за два года, в которых оказывалась государственная социальная помощь на основании социального контракта. В связи с этим оценка эффективности реализации СК, заключенных в 2022-2023  годах, будет возможна в 2024 году.

Общая численность малоимущих граждан сократилась с 359,4  тыс.чел. в 2021  году до 314,2  тыс.чел. в 2022  году, при этом произошло снижение доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан с 8,5% в 2021  году до 7,06% в 2022  году.

Согласно данным формы №  1-соцконтракт численность граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта (включая членов семьи таких граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта), среднедушевой доход которых увеличился по окончанию срока действия социального контракта, в 2022  году составила 18  492  чел. или 72,9% в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, у 7  372  чел. (29,1%), охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход превысил величину прожиточного минимума на душу населения.

По результатам контрольного мероприятия Министерству труда и социального развития Новосибирской области направлено представление для принятия мер по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений и недостатков.

Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения, рассмотрел отчет Палаты по результатам проверки на заседании, состоявшемся 8  февраля  2024  года. По результатам рассмотрения комитет решил принять информацию к сведению.

Последние новости

Обвинительное заключение утвердено в Новосибирской области

Прокуратура завершила расследование и представила материалы в суд.

Авиаперевозчик S7 объявил об увеличении рейсов

Компания S7 расширяет свою маршрутную сеть для повышения удобства пассажиров.

Снежный покров и его влияние на экологию

Как изменения в снежном покрове влияют на климат и экосистемы.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новомосковске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *