Запостил, значит было!
Марина Вдовик Фантасты прошлого неоднократно писали о том, как человечество не справится со стремительным техническим прогрессом и пострадает от собственных творений.
Марина Вдовик
Фантасты прошлого неоднократно писали о том, как человечество не справится со стремительным техническим прогрессом и пострадает от собственных творений. Однако никто не мог представить того сценария, который развивается сейчас. Получив доступ к неограниченной аудитории интернета, многие люди – кто по глупости, а кто и целенаправленно, начали злоупотреблять этой возможностью. Усугубили ситуацию и резко ворвавшиеся в нашу жизнь нейросети.
«Не запостил, значит – не было!» — так шутили одно время в интернете, обсуждая любителей выкладывать в сеть фотографию любого значимого или не очень события своей жизни. А теперь, похоже, сформировался новый принцип: «Запостил, значит было!» Ведь общественность верит любой опубликованной информации. И люди совершенно не привыкли проверять то, что видят, читают и слышат…
Наверное, каждому хотя бы раз приходила рассылка в мессенджере с каким-либо паническим предостережением. Чаще всего, если проверить такие сообщения, выясняется, что они повторяются от региона к региону (меняется только название населенного пункта) или распространялись в прошлые годы (меняются только даты).
Например, в период паводка в ряде регионов сообщалось о якобы попадании опасных бактерий в водопроводную воду. Авторы таких сообщений уверяли, что даже чистить зубы с водой «из-под крана» теперь нельзя. И каждый раз местной власти приходилось эти заявления опровергать, уверяя, что всё под контролем, и потребителям доставляется вода должного качества, угрозы распространения заболеваний нет.
И это не было бы такой проблемой, если бы множество сетевых средств массовой информации в погоне за посещаемостью своих ресурсов и громкими заголовками не публиковали эти сообщения на своих страницах. В лучшем случае они сопровождаются дополнением: «Редакция сделала запрос и ожидает подтверждения». В худшем – основываются вообще только на сообщениях мессенджеров и социальных сетей, дополняя свою новость мнением комментаторов.
Такая же ситуация с публикацией частных мнений на личных страницах. Очень часто они касаются деятельности учебных заведений (когда кто-то из родителей из-за личного конфликта публикует на своей странице недовольство учителем) или заведений общественного питания (люди могут заявить об отравлении, не имея никакого подтверждения, просто на основании своих ощущений). Эта информация подхватывается средствами массовой информации и таким образом как бы легитимируется в общественном сознании, хотя никакого официального подтверждения ей нет.
Следующее звено в этой пагубной цепи – правоохранительные органы. Сейчас чуть ли не половина всех пресс-релизов от прокуратуры и следственного комитета начинается фразой «На основании сообщений средств массовой информации начата проверка». После таких сообщений запускается цепная реакция: всё больше СМИ подключается к обсуждению, ведь официальная информация от ведомства – это уже точно повод сделать новость.
Нередко такие проверки в итоге заканчиваются ничем: информация не подтверждается. Вот только об этом уже никто не пишет… Получается, что репутации организации или человека (ведь даже если фамилия не упоминается, установить, о ком идет речь, окружающим не так сложно) наносится непоправимый урон. Но ответственности за это никто не несет. Даже если кто-то опубликует опровержение, распространять его с таким же усердием, как скандал, никто уже не станет.
Таким образом получается, что формируется отдельная, совершенно никак не связанная с жизнью, информационная реальность. Реальность, которая существует только в интернете. Но при этом непосредственно влияющая на психологическое состояние конкретных людей и ситуацию в обществе в целом.
В этой виртуальной реальности ведутся свои войны, распределяются сферы влияния, формируются точки зрения… И всё это начинает проникать в настоящую жизнь. И редко это влияние оказывается положительным.
Новая волна формирования псевдореальности накатила, когда в общий обиход вошли нейросети. Теперь уже популярные поисковики предлагают вместо поиска по сайтам (где можно хоть как-то выверить источник информации), использовать ответ, сгенерированный роботом. Да, текст сопровождается пометкой «Ответ сформирован GPT на основе текстов выбранных сайтов. В нём могут быть неточности». Но кто обратит на нее внимание?
То же самое касается множества изображений и видео, которые распространяются по мессенджерам и социальным сетям. Удивительные животные и растения, прекрасные здания, которых никогда не существовало, необычные машины и многое другое. Далеко не все авторы уточняют, что опубликованное ими – это шутка. Некоторые намеренно пытаются выдать сгенерированное нейросетью изображение за реальность. И кто-то, конечно же, в это верит.
Особенной опасности в данном случае подвергаются дети. Ложная информация из недобросовестных СМИ, из социальных сетей, а теперь еще и сгенерированная нейросетями, попадает в их школьные работы и, конечно, в их головы. Потом эти дети вырастают и становятся учителями: примеры таких молодых «специалистов» мы уже видим в школах. Круг замыкается. И чем дальше – тем страшнее.
Очевидно, что общество еще не доросло до той ответственности, которую предполагает открытый интернет. Возможность получить огромную аудиторию кружит голову. В итоге поток лжи и искажений информации нарастает. И, к сожалению, получается, что власть в лице правоохранительных органов только способствует этому, хватаясь за каждую скандальную новость и тут же сообщая о начатой проверке. Возможно, такие вещи стоит проверять тише и сообщать о них только в случае, если информация подтвердилась хотя бы частично. Дабы не запускать снежный ком обсуждения раньше времени. Чтобы защитить людей и организации, которые могут оказаться под ударом из-за недобросовестных авторов.
К сожалению, действующий сейчас закон о фейках решить проблему практически не помог: недобросовестные журналисты и блогеры быстро нашли способы, как его обойти. При этом о внутреннем саморегулировании соблюдения этических правил внутри профессионального сообщества в этой среде сейчас говорить также не приходится, увы.
Причем важно, чтобы не только журналисты и блогеры, но и каждый человек лично осознавал ответственность, которую он несет за ту информацию, которую распространяет. Чтобы у каждого вошло в привычку задумываться, прежде чем пересылать или репостить какое-то сообщение. В школах необходимо с самых ранних лет учить тому, как проверять полученную информацию. Ведь информационная безопасность и информационная гигиена – не менее важны, чем безопасность и гигиена в целом.
Марина Вдовик, главный редактор газеты «ЧС» и сайта ЧС-ИНФО
Cовет директоровПоследние новости
Мощный коллектор для нескольких микрорайонов строят на Невельского
Строительство двух участков канализационного коллектора на улице Невельского планируют завершить летом этого года.
Сибирячка пришла худеть в социальное реалити «Большие девочки»
23-летняя Елизавета Гусельникова из Новосибирска решилась похудеть на глазах у тысяч зрителей телеканала «Пятница!».
Окунуться в прорубь новосибирцам помогут спасатели и волонтёры
Городские службы готовятся к массовому участию новосибирцев в крещенских купаниях.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения